четверг, 7 октября 2010 г.

«…ИМЯ МОНАСТЫРЮ НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»

В 50 верстах от Москвы  в городке Истра есть уникальное место - Воскресенский монастырь, который называют Новым Иерусалимом. Это один из самых красивых и интересных памятников русской культуры, русского зодчества, русского искусства. На Российской земле воссоздан кусочек библейской истории: задуманный как подобие святых палестинских земель, монастырь имеет свой Елеонский холм, Мамврийский дуб; бывшая Зиновьева пустошь стала деревней Капернаум, а храм Гроба Господня является одной из наиболее точных копий аналогичного храма в Иерусалиме. Горожане набирают родниковую воду в за монастырской стеной притоке Истры, именуемому Иорданом, гуляют среди русских берез Гефсиманского сада и наполняют свои души неповторимой аурой, исходящей от куполов церквей и древних монастырских построек.
Отношения государства и церкви всегда были сложными: то милость, то опала; то расцвет и процветании, то репрессии и следующие за ними разрушения. Не стала исключением и история рождения Воскресенского монастыря.
Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых (1645-1676) покровительствовал Русской Церкви и всему мировому Православию. Начиная со второй половины XVII века, Церкви было запрещено покупать земли. При этом царь оставил за собой право жаловать монастырям земельные угодья. В 1952 году на патриарший престол  был избран 47-летний Никон (Никита Минов), выходец из крестьян, достигший столь высокого положения во многом благодаря личному расположению Алексея Михайловича.  
Патриарх Никон - великий церковный реформатор, одна из самых ярких личностей в российской истории. В жизни Никона было немало драматических моментов. Известно, что в детстве он много терпел от злой мачехи, бежал в монастырь, где самостоятельно изучал книжную премудрость, потом вернулся в мир. Женившись, он вскоре похоронил троих детей, уговорил жену постричься, и сам ушел на Белое море, где в одном из скитов принял монашество под именем Никона.
Он возвысил церковную власть до уровня светской, был обласкан царем Алексеем Михайловичем, познал сладость побед и горечь гонений, построил три великих монастыря, в которые были собраны настоящие книжные сокровища. Только с периода 1654 по 1662 год Никон собрал 498 ценнейших рукописей: древние славянские переводы церковных книг, византийские хроники и грамматики, оригиналы произведений Гомера, Эсхила, Плутарха, Демосфена. В строительстве Ново-Иерусалимского монастыря исследователи видят стремление Никона возвысить Москву до уровня "третьего Рима". Но при этом, подобно Петру 1, он был жестким, а порой и жестоким, нетерпимым к инакомыслию иерархом. Старообрядческий автор писал, что Никон "...простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иерусалим..."
Движимый идеей объединения мирового православия, во главе которого видел русское государство, Патриарх Никон основал на Российской земле три монастыря. Прообразами  Иверского Богородницкого монастыря на озере Валдай (1652 год) и Крестного монастыря на озере Кий (1656 год) стали одноименные монастыри  Афона и Палестины. Третий же монастырь по замыслу автора должен был стать главной обителью Русской православной церкви, центром Святых мест, создаваемых близ Москвы “в образ и подобие” Святых мест Палестины, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа.  
Вопреки запрету царь не только позволил Патриарху Никону покупать земли, но и сам пожаловал монастырю несколько вотчин. И в 1656 году у помещика Романа Боборыкина Никоном было приобретено село Воскресенское (в 1781 году село Воскресенское  стало уездным городом, а в 1939 году Воскресенск был переименован в Истру по названию протекающей здесь реки). К следующему году на купленной земле выросла деревянная церковь Воскресения, которая была освящена в присутствии царя Алексея Михайловича, нарекшего «имя монастырю Новый Иерусалим». В 1658 году начинается строительство каменного Воскресенского собора.
В том же году Патриарх Никон, несмотря на неодобрение царя, окончательно переезжает  из Москвы на территорию Воскресенского монастыря, самоустранившись тем самым от патриаршей власти. Для Патриарха были выстроены деревянные хоромы и скит.
Для строительных и отделочных работ в Ново-Иерусалимском монастыре Никон привлек квалифицированных мастеров и лучших рабочих из московских, тверских и новгородских земель. Неоценимый вклад в русское искусство внесли белорусские резчики по дереву и специалисты по керамике. Благодаря белорусским мастерам стал широко известен неповторимый изразцовый декор Воскресенского собора.
До 1666 года не прекращалось строительство каменных зданий на территории Нового Иерусалима. Были полностью возведены стены собора, вырыт котлован для закладки подземного храма, выстроена колокольня. Снаружи и внутри собор украсили керамические пояса, наличники, порталы и иконостасы. Для колокольни отлили 15 колоколов, среди которых дошедший до наших дней стопудовый Трехсвятский колокол. Он был отлит в 1666г. старцем Сергием по модели старца Паисия. До 1665 г. работами руководил художник П.И. Заборский - белорус из Вильно, “золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель”. Среди мастеров оставил свое имя в истории Степан Иванов Полубес.
За стенами монастыря нашли приют православные украинцы, белорусы, греки и принявшие православие евреи, поляки и немцы. Идея Никона продолжала воплощаться в жизнь, в то время как патриаршая кафедра пустовала с 1658 года. Обласканный царем патриарх оказался в опале. Созванный в 1666-1667 годах по инициативе царя Алексея Михайловича Церковный Собор лишил Патриарха сана. Никона сослали в Ферапонтов монастырь в Вологодских землях. В 1676 году он был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Строительные работы в Новом Иерусалиме были остановлены, мастера отправлены в Москву.
В 1676 году на престол взошел юный Федор Алексеевич, любитель музыки и поэзии. Его тетка царевна Татьяна Михайловна обратила взоры царя в сторону Воскресенского монастыря. В 1678 году Федор Алексеевич впервые ступает на монастырскую землю. И уже в 1679 году строительство Воскресенского собора возобновляется под руководством продолжателей дела Никона - настоятеля Никанора и старца Сергия.  
В 1681 году царь Федор Алексеевич помиловал опального Никона и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Однако по пути в желанную обитель Никон скончался. По его просьбе он был похоронен в Воскресенском соборе.  
К концу XVII века архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был полностью сформирован. Основной его частью предстает перед нами храм Воскресения, освещенный в 1685 году в присутствии царя Иоанна Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны. Главный храм являет собой топографическую копию иерусалимского храма Гроба Господня в Иерусалиме. Вероятно, что Никон располагал чертежами палестинского храма, снятыми с натуры в 1596 г., и изданными в Риме в 1609 г. С востока к храму Воскресения примыкает мощная глава заглубленной в землю церкви Константина и Елены (как в Иерусалиме), а с запада - огромная ротонда с расположенной в ее центре кубикулой (часовней Гроба Господня). Грандиозный трехчастный собор объединяет основные христианские святыни: место казни Иисуса Христа (Голгофский придел в южной части храма) и место его погребения и Воскресения (Гроб Господень в центре ротонды). В подземной церкви святых Константина и Елены находится место обретения Креста, на котором был распят Иисус Христос. В западной части ансамбля были выстроены Трапезные, Больничные и Архимандричьи палаты. Трапезные палаты с теплой церковью Рождества Христова строились на пожертвования царевны Татьяны Михайловны.
Завершенность ансамблю придала каменная крепостная стена в виде неправильного шестиугольника, выстроенная по периметру и заменившая старую деревянную ограду.  Строительство велось с 1690 по 1694 год по проекту зодчего Я.Г. Бухвостова. Стена, построенная по всем правилам боевого зодчества конца XVII века,  включала 8 башен, силуэт которых напоминает ротонду и возвышающуюся над стеной надвратную церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, освещенную в 1697 г.
К началу XVIII века Воскресенский монастырь был одним из самых богатых в России. Доход приносили рыбные и соляные промыслы, крестьянский оброк. В 1720 году Петр I своими реформами ограничил экономическую независимость Церкви, в результате чего монастырь потерял значительную часть своих доходов. Средств едва хватало лишь на мелкие ремонтные работы.
Облик собора XVII в. не дошел до наших дней. В 1723 году монастырь постигло несчастье: рухнул кирпичный шатер, а пожар 1726 года серьезно повредил все монастырские строения. И только в 1730 году были предприняты первые попытки восстановить ротонду и шатер. Московские архитекторы И.Ф.Мичурин, А.П. Евлашев и Д.В. Ухтомский, ограниченные в средствах, восстановили два нижних яруса ротонды. И.Ф. Мичурин планировал отстроить ее из кирпича, чтобы сохранить первоначальный вид. Однако архитектор опасался, что фундамент и нижние ярусы ротонды могут снова обрушиться под  тяжестью нового шатра. Восстановительные работы снова приостановились.
Положение Нового Иерусалима начало улучшаться лишь в 1740-х годах с приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны. (1741-1761гг.). Разработка проекта шатра ротонды была поручена архитектору В.Растрелли. И в 1757 году под руководством архитектора К. Бланка началось строительство деревянного шатра. Одновременно пришлось восстанавливать центральную часть собора и подземную церковь, поврежденные во время пожара 1726 года.
В 1751 году была вторично освящена подземная церковь, обновленная за счет пожертвований членов царской семьи, богатых вельмож и землевладельцев. Свою лепту внесли небезызвестные братья Алексей и Кирилл Разумовские, князь Василий Долгорукий, Екатерина Дашкова, жена фельдмаршала П.И.   Шувалова  - Марфа Шувалова и многие другие.
В 1759 году заново отстроенный Воскресенский собор был вновь освящен.
Продолжались работы по обновлению его внутренней отделки. Все части собора переоформляются в стиле барокко. Лепное убранство создавали лепщики, резчики и штукатуры под руководством братьев М. и В. Зиминых и И. Саевича. Н.С. Зертис-Каменский руководил живописными работами (он подстригся в монахи под именем Никон, был архимандритом монастыря в 1765-1771 гг. и похоронен в Успенском приделе Воскресенского собора).
Императрица Екатерина II обновляет Церковь Константина и Елены. Царская семья и дальше остается благосклонной к судьбе Воскресенского монастыря. Мария Федоровна соорудила придел святой Марии Магдалине, император Павел – придел святителя Павла, два придела святого князя Александра Невского и придел в честь рождения будущего императора Александра I, император Николай I – в честь рождения Александра II.
Облик Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сложившийся в началу XIX века, впоследствии практически не изменялся.
В XIX - начале XX века Ново-Иерусалимский монастырь стал крупнейшим в России паломническим центром. На его территории широко развернулась издательская деятельность. Древние летописи и рукописи, печатные книги монастырской библиотеки  привлекали пристальное внимание ученых и историков. В 1874 году в монастыре был создан музей Святейшего Патриарха Никона, ставший одним из первых церковных музеев в России. Сохранилось одно из трех прижизненных живописных изображений Патриарха Никона, вошедшее в историю под названием «Патриарх Никон с клиром».
В 1919 г. Воскресенский монастырь закрыли. С 1920г. на его территории разместился музей, который несколько раз менял свое название и профиль, оставаясь одним из крупнейших музеев Подмосковья. В 1920 году главной экспозицией музея были иконы и всевозможная утварь из монастырских храмов и, конечно же, ризница Воскресенского собора.
В 1941 г. ансамбль монастыря был варварски разрушен немецко-фашистскими захватчиками.  Часть музейных сокровищ удалось эвакуировать, но многое оставалось в тайниках и экспозиционных залах. В декабре 1941 года фашисты взорвали большую главу Воскресенского собора и шатер ротонды, колокольню, верхние ярусы башен и надвратную церковь. Серьезно пострадали Трапезные палаты, царские покои, братские корпуса и все остальные сооружения. Невосполнимый урон был нанесен и коллекциям музея. Исследовательские работы на руинах памятников начались уже в 1942 г.; ремонтно-реставрационные ведутся с начала 1950-х годов. До 1941 г. у южного фасада собора поднималась столпообразная колокольня в семь ярусов, служившая в ансамбле высотной доминантой, и уничтоженная немцами во время войны. Она так и не была восстановлена.
К началу 1970-х годов были восстановлены башни крепостной ограды и надвратная церковь. Одновременно велись грандиозные работы по воссозданию облика Воскресенского собора, возрождению его утраченных объемов. К началу 1990-х годов собор вновь обрел центральную главу и шатер ротонды. В 1980-х годах отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора XVII в., в отдельных частях храма велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII в.
В 1995 г. архитектурный ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви. С этого времени на его территории находятся действующий Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”. В нескольких зданиях монастыря развёрнута музейная экспозиция, можно посетить крепостную стену, музей деревянного зодчества и скит Никона, расположенные за пределами монастырской ограды. Здесь же, в Гефсиманском саду голова кружится от тишины, покоя, чистого и прозрачного воздуха, белизны стремящихся к небу стволов берез и спокойствия, исходящего от стройных сосен. А сам монастырь являет собою уникальный памятник архитектуры XVII века. И сложно найти еще нечто подобное, такое близкое душе русской.  
Легко и радостно себя  чувствуешь от того, что есть на земле такие близкие православной душе места.

Комментариев нет:

Отправить комментарий